О диске Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Модуль 3. Введение в алгебру логики (14 ч.)

Можно выделить две основных цели изучения этой темы в целом.

1.  Достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике, показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики.

2.  Систематизировать знания, ранее полученные школьниками по этой теме.

Предполагается, что учащиеся имеют базовую подготовку по информатике, в частности, знакомы с основами алгебры логики в объеме стандартного базового курса «Основы информатики и ИКТ».

Тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Содержание

 Параграф учебника

1.

Алгебра логики. Понятие высказывания. Что такое алгебра высказываний. Высказывание. Простое высказывание, сложное высказывание.

§3.1

2. Логические операции. Операции логического отрицания, дизъюнкции, конъюнкции, импликации, эквиваленции. Свойства логических операций. §3.2
3. Логические формулы, таблицы истинности.   § 3.3
4. Законы алгебры логики. Законы тождества, противоре­чия, исключенного третьего, двойного отрицания, идемпотентности, коммуникативности, ассоциативности, дистрибутивности, де Моргана. § 3.3
5. Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач или алгебра переключательных схем). Решение логической задачи с помощью рассуждений.
Решение средствами алгебры логики. Графический способ решения логических задач: графы, деревья. Табличный способ решения. Решение логических задач на компьютере: на языке программирования, в табличном процессоре.
§ 3.4 или 3.5
6. Проверочная работа.   §3.1-3.4
7. Булевы функции.   §3.6
8. Канонические формы логических формул. Теорема о СДНФ. Построение и преобразование логических выражений. Вычисление значения логического выражения. Построение для логической функции таблицы истинности и логической схемы. Решение системы логических уравнений. §3.7
9. Минимизация булевых функций в классе дизъюнктивных нормальных форм.   §3.8
10. Практическая работа по построению СДНФ и ее минимизации.   §3.7-3.8
11. Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники. Логические элементы И, ИЛИ, НЕ: структурные и функцио­нальные схемы, принцип рабо­ты. §3.9
12. Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники.   §3.10
13. Итоговая контрольная работа.   §3.1-3.10
14. Анализ контрольной работы.    

В зависимости от количества часов, выделяемых на изучение этой темы, от уровня школьников и т. п. в данном поурочном планировании можно выделить три «наращиваемых» блока:

1-ый блок: уроки 1-6, завершающий урок можно проводить в форме контрольной работы, зачета, обсуждения рефератов;

2-ой блок: уроки 1-10, завершающий урок можно провести в форме практической работы по построению СДНФ и ее минимизации;

3-ий блок: уроки 1-14 (в соответствии с предложенным планированием).

При изучении этого модуля необходимо ориентироваться на имеющийся «входной уровень» знаний школьников по данной теме. Для определения входного уровня можно использовать тестирование, анкетирование, контрольную работу и другие формы проверки знаний и умений. Учитель, оценив «входной уровень», может скорректировать содержание излагаемого материала, уровень домашних заданий, что особенно существенно для первых уроков: если школьникам излагается еще раз «пройденный» ими ранее материал, то возникает ощущение «пережевывания», что снижает мотивацию к учению, с другой стороны, завышенная сложность материала ведет к непониманию и, опять же, к снижению мотивации.

Для успешного освоения учащимися предлагаемого материала целесообразно предусмотреть различные формы самостоятельной работы (домашнее задание, самостоятельная работа с учебником на уроке, использование компьютерных средств учебного назначения и т. д.).

Литература

  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Разработки уроков

 

   
 

© Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»" 2011. Разработчик: Аглушевич Сергей Петрович