О диске Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Модуль 1. Системы счисления (10 ч.)

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, состоящими в основном из умения переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно.

Изучение темы «Системы счисления» в рамках курса «Математические основы информатики» преследует следующие цели:

•  раскрыть принципы построения систем счисления и, в первую очередь, позиционных систем;

•  изучить свойства позиционных систем счисления;

•  показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

•  вскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;

•  познакомить учащихся с некоторыми недостатками использования двоичной системы в компьютерах;

•  рассказать о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.

Тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Содержание

 Параграф учебника

1.

Основные определения, связанные
с позиционными системами счисления.
Понятие базиса. Принцип позиционности.
Единичная система. Древнеегипетская десятичная непозиционная система. Вавилонская шестидесятеричная система. Римская система. Алфавитные системы. Индийская мультипликативная система. Появление нуля.

§1.1

2. Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления. Система счисления, цифра, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, базис, алфавит, основание. Теорема существования и единственности представления натурального числа в виде степенного ряда §1.1,1.2
3. Развернутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления. Развернутая форма записи числа, свернутая форма. §1.3
4. Самостоятельная работа № 1. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления. Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в различных системах счисления. §1.4
5. Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод целого числа из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод конечной Р-ичной дроби в десятичную. Перевод бесконечной периодической Р-ичной дроби в десятичную. §1.5
6. Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную. Перевод целого числа из десятичной системы счисления в Р-ичную. Перевод конечной десятичной дроби в Р-ичную. Перевод бесконечной периодической десятичной дроби в Р-ичную. Перевод чисел из Р-ичной системы в Q –ичную. §1.6
7. Самостоятельная работа № 2. Взаимосвязь между системами счисления с основаниями Q = Рт.   §1.7
8. Системы счисления и архитектура компьютеров.   §1.8
9. Контрольная работа.   § 1.1-1.7
10. Анализ контрольной работы. Заключительный урок.   § 1.1-1.8

Литература

  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Разработки уроков

 

   
 

© Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»" 2011. Разработчик: Аглушевич Сергей Петрович