О диске Программа Тематическое планирование Разработки уроков Об авторах

Модуль 4. Элементы теории алгоритмов (12 ч.)

Тема «Алгоритмизация» входит в базовый курс информатики, и, как правило, школьники знакомы с такими понятиями как алгоритм, исполнитель, среда исполнителя и др. Многие умеют и программировать. При изучении данного модуля наибольшее внимание следует уделить тем разделам (параграфам), которые не входят в базовый курс информатики. Следует отметить, что целью изучения данной темы не является научить учащихся составлять алгоритмы. Алгоритмичность мышления формируется в течение всего периода обучения в школе. Однако при изучении этой темы необходимо решать достаточно много задач на составление алгоритмов и проводить оценку их вычислительной сложности, так как изучение отдельных разделов теории алгоритмов без разработки самих алгоритмов невозможно.

Основными целями изучения этой темы являются:

1. Формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и, непосредственно, самой вычислительной техники.

2.   Знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста.

3.  Знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма».

Предполагается, что учащиеся имеют базовую подготовку по информатике, в частности, знакомы с основами алгоритмизации в объеме стандартного базового курса «Информатика».

Тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Содержание

 Параграф учебника

1.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Алфавит, буква, слово, вхождение слов, преобразования слов, подстановка, заключительная подстановка, композиция алгоритмов, эквивалентные слова, ассоциативное исчисление.

§4.1

2. Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов. Решение задач на составление алгоритмов.   §4.1
3. Уточнение понятия алгоритма.   § 4.2
4. Машина Тьюринга.   § 4.2
5. Машина Поста как уточнение понятия алгоритма.   § 4.3
6. Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции.   § 4.4
7. Проверочная работа.   §4.1-4.3
8. Анализ проверочной работы. Понятие сложности алгоритма.   §4.5
9. Алгоритмы поиска.   § 4.6
10. Алгоритмы сортировки.   §4.7
11. Алгоритмы сортировки.   §4.7
12. Проектная работа по теме «Культурное значение формализации понятия алгоритма».   проект

При изучении этого модуля необходимо ориентироваться на имеющийся «входной» уровень знаний школьников по данной теме. Зная его, учитель может скорректировать содержание излагаемого материала, уровень домашних заданий.

Для успешного освоения учащимися предлагаемого материала целесообразно предусмотреть различные формы самостоятельной работы (домашнее задание, самостоятельная работа на уроке, использование компьютерных средств учебного назначения, поиск необходимой информации в Интернете и т. д.).

Литература

  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  • Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина "Математические основы информатики". Элективный курс: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Разработки уроков

 

   
 

© Муниципальное общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»" 2011. Разработчик: Аглушевич Сергей Петрович